Полигон твердых бытовых отходов как метод ликвидации накопленного экологического ущерба

Муниципальное образование «Закрытое административно-территориальное образование Александровск» Мурманской области

Полигон твердых бытовых отходов как метод ликвидации накопленного экологического ущерба

Вверх
Проголосовали 2 пользователя.
Голосование завершено
Страна: 
Россия
Регион: 
Мурманская область
Тематика: 
Экология

Одной из основных задач по обеспечению охраны окружающей среды Мурманской области является построение современной системы обращения с отходами. Проект предполагает создание современной системы утилизации твердых бытовых отходов. По разным данным, на территории региона ежегодно образуется более 800 тысяч тонн бытовых отходов, из них около 10% перерабатывается на единственном мусоросжигательном заводе. Существующая схема переработки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) не отвечает современным экологическим и санитарным требованиям, а ежегодный прирост количества ТБО составляет не менее 3%. Эффективным решением проблем охраны окружающей среды является реализуемый на территории ЗАТО Александровск проект полигона твердых бытовых отходов в составе системы переработки и утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов Мурманской области. Будущий полигон должен будет отвечать всем требованиям экологической безопасности.

Отсутствие раздельного сбора опасных отходов, недостаток мощностей по их утилизации, неразвитость рынка вторичных ресурсов, а также низкая экологическая культура населения приводят к негативным последствиям для окружающей среды. Решение вопросов экологической проблематики, охраны окружающей среды, снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления, улучшение общего санитарно-экологического состояния городских и межмуниципальных территорий и повышение экологической культуры населения стоит на особом контроле администрации ЗАТО Александровск и правительства Мурманской области. Для эффективного решения проблемы загрязнения окружающей среды от отходов требуется проведение комплекса мероприятий, предусматривающих не только создание необходимых производственных мощностей, но и реализацию предпочтительных действий:

- по снижению объемов накапливаемых отходов;

- рециклингу и повторному использованию отходов;

- безопасному размещению невозвращаемых отходов.

Кроме того, важную роль в системе управления отходами играет работа с населением. Экологическое просвещение граждан играет немаловажную роль в организации комплексной системы обращения с отходами. Реализация проекта начата в 2011 году с определения места под строительство мусороперегрузочных станций для нужд муниципальных образований Мурманской области. В 2012 году на территории ЗАТО Александровск для этих целей был выбран земельный участок, согласован акт выбора земельного участка, на котором расположен существующий полигон твердых бытовых отходов. По вопросам формирования земельного участка назначены ответственные исполнители.

В 2013 году земельный участок для строительства мусороперегрузочной станции на территории ЗАТО Александровск сформирован и внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером 51:21:0030101:79 площадью 5000 кв. м. Постановлением правительства Мурманской области от 22.08.2011 № 414-ПП (в редакции от 19.07.2013) определен состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры – системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области, утверждено положение о конкурсной комиссии.

В 2013 году заключено концессионное соглашение  между Мурманской областью и ЗАО «Управление отходами», к концу 2017 года в северной части Мурманской области будут созданы мусоросортировочный комплекс, полигон ТКО, 3 мусороперегрузочные станции. Часть комплекса будет размещена на территории ЗАТО Александровск. Утвержденной в конце прошлого года территориальной схемой обращения с отходами определен оптимальный сценарий развития в Мурманской области системы обращения с ТКО, в основу которого положены два базовых критерия:
- минимизация количества объектов размещения отходов с учетов приоритетов государственной политики;

- соблюдение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 28.12.2016 г.), а также в рамках реализации проекта администрацией муниципального образования ЗАТО Александровск разработаны и утверждены следующие нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере охраны окружающей среды, ликвидации накопленного экологического ущерба на территории муниципального образования ЗАТО Александровск и обращения с отходами:

- генеральный план муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области утвержден решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.12.2013 № 90;

- правила благоустройства территории ЗАТО Александровск утверждены решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 10.12.2012 № 86;

- муниципальная программа ЗАТО Александровск «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы утверждена постановлением администрации ЗАТО Александровск от 15.10.2013 № 2406 (с изменениями на 20.01.2016). 

Одновременно подписанный в конце прошлого года Президентом России Федеральный закон № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает поэтапный переход субъектов Федерации на новую систему обращения с отходами до 1 января 2019 года. Мурманский проект во многом уникален из-за климата и территории. Это единственный в мире проект, когда за Полярным кругом создается не только современный полигон переработки и утилизации отходов, но и строится мусороперерабатывающий завод, где полезные фракции будут извлекаться и направляться во вторичное использование.

По концессионному соглашению проект будет включать в себя полигон ТКО мощностью 250 тыс. тонн/год, мусоросортировочный комплекс мощностью 180 тыс. тонн/год и четыре мусороперегрузочных станции с суммарной мощностью 70 тыс. тонн/год. После ввода объекта в эксплуатацию планируется привлечь персонал общей численностью около 200 человек. Объем инвестиций в создание объекта концессионного соглашения по двум этапам составит 1 млрд 250 млн. рублей.

Реализация мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в ЗАТО Александровск. Территория ЗАТО составляет 521 квадратный километр. В настоящее время в муниципальном образовании насчитывается 19 объектов, которые определены как территории накопленного экологического ущерба. По оценке экспертов, данные загрязненные территории имеют IV класс опасности. Часть объектов расположена в границах населенных пунктов, поэтому крайне остро стоит вопрос о ликвидации в первую очередь именно этих объектов. Общая площадь загрязненных территорий, планируемых к очистке, составляет 10.7 га. Данные территории расположены при въезде в г. Снежногорск и в г. Полярный, в районе бывшего молокозавода. В основной массе загрязненные территории являются несанкционированными  свалками различных отходов. Их ликвидации предшествуют инженерные изыскания, позволяющие с учетом цели очистки территории определить метод рекультивации:

вывоз  свалочного грунта для захоронения;

ликвидация загрязненной почвы на месте, засыпка ее новым грунтом;

обезвреживание опасных загрязнений допустимыми химикатами.

В ходе проводимой работы актуализирован перечень объектов накопленного экологического ущерба (НЭУ), что позволяет обратиться в 2017 году за софинансированием на проведение работ по ликвидации объектов НЭУ на 2018 и последующие годы. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.12.2016 № 820 два эксплуатируемых объекта размещения отходов на территории ЗАТО Александровск включены в государственный реестр объектов размещения отходов.

Также в отношении брошенных, неэксплуатируемых объектов, расположенных на территории ЗАТО Александровск, проводятся мероприятия по понуждению собственников таких объектов к принятию мер для ликвидации накопленного экологического ущерба, в том числе в судебном порядке, в случае их отказа.  Кроме того, к административной ответственности, предусмотренной ст.2 ЗМО от 06.06.2003 № 401-1 «Об административных правонарушениях», привлекаются лица, ответственные за организацию несанкционированных свалок.