Местный бюджет: прозрачное управление общественными финансами с участием сообществ

Ак-Башатский айыл окмоту Жайылского района Чуйской области, Кыргызская Республика

Местный бюджет: прозрачное управление общественными финансами с участием сообществ

Вверх
Проголосовали 5 пользователей.
Голосование завершено
Страна: 
Кыргызская республика
Регион: 
Чуйская область
Тематика: 
Финансы

Краткая аннотация практики:       

Общественные слушания по обсуждению проекта местного бюджета на 2018 год состоялись 27 июля 2017 года в Доме культуры села Ново-Николаевка Жайылского района Чуйской области. Жители Ак-Башатского айылного аймака в этот день ознакомились с предварительным бюджетом на следующий год и внесли свои предложения. Общее количество участников  132 человек, из них женщины 57 человек.

Актуальность проблемы:               

Конституция КР гарантирует гражданам право участия в формировании местных бюджетов.  Одним из механизмов реализации этого права предусмотрен Бюджетным кодексом КР, согласно которого органы местного самоуправления (МСУ) должны проводить общественные слушания (ОС) по формированию местных бюджетов. Однако, на практике далеко не все органы МСУ управляют финансами прозрачно и вовлекают граждан в процесс принятия решений по формированию бюджетов.  Тем самым нарушаются права граждан, ограничивается доступ к информации и участию в местном самоуправлении. 

Максимально прозрачное управление средствами местных бюджетов, информирование населения о том, какие средства поступают в бюджет и на что они расходуются, крайне важны для эффективного управления общественными финансами.  Особое значение открытость бюджетной информации приобретает в условиях ограниченных ресурсов (бюджетов) и множества приоритетов местных сообществ, что характерно для большинства муниципалитетов Кыргызстана.

В стране имеется определенный накопленные опыт проведения ОС органами МСУ. Более широкое внедрение данного механизма управления общественными финансами стало не только требованием времени, но и законодательства КР.  Для успешной реализации требований времени и законодательства распространение накопленного опыта внутри страны  имеет большое значение.

Период реализации.            Июль  2017 года

Цель  и задачи практики.    Реализация Конституционного права граждан на участие в формировании местного бюджета через организацию и проведение общественных слушаний по формированию местного бюджета на 2018 год. Основной целью данного мероприятия является формирование местного бюджета с участием граждан. Задачи мероприятия: привлечение широкой общественности к формированию местного бюджета,   информирование населения о бюджете, сбор предложений, замечаний и вопросов от населения по проекту бюджета на следующий год.

Механизм реализации практики:  Обучение: в рамках сотрудничества органа МСУ с проектом развития сотрудники Айыл окмоту (АО), депутаты айылного кенеша (АК), активисты местного сообщества прошли обучение организации и проведению общественных слушаний. Обучение проведено Институтом политики развития. 

Информационная кампания до слушаний. За 12 дней до ОС была создана рабочая группа по подготовке и проведению ОС из числа работников аппарата айыл окмоту, депутатов айылного кенеша и лидеров местного сообщества. Основными целями создания рабочей группы являются организация и проведение ОС полноценно и качественно. Первой задачей рабочей группы было разработка чек листа (Приложение 1), определение задачи, установление сроки и распределение обязанности между членами рабочей группы. Согласно «чек листу» рабочая группа разработала программу (Приложение 2) и правила проведения ОС (Приложение 3), информационные баннеры, листовки. Кроме этого, для сбора предложений и замечаний граждан рабочая группа подготовила бланк предложений и замечаний граждан (Приложение 4). На доступном и понятном для населения языке начальник финансово-экономического отдела (ФЭО) разработала гражданский бюджет (далее ГБ) на двух языках для вовлечения представителей разных национальностей в обсуждение общественно важного вопроса (Приложение 5). За 8-10 дней до ОС информационные баннеры, листовки были вывешены на информационных стендах, в общественных местах на территории айылного аймака. В районной газете «Жаны мезгил» опубликована информация об ОС. Для предварительного ознакомления с проектом бюджета на сайте АО были вывешены КОБ, программа и правила проведения ОС. За 3 дня до ОС были распространены пригласительные лидерам сообщества, депутатам местного кенеша, учителям (Приложение 6). За 1 день до ОС членами рабочей группы был подготовлен зал, где планировалось проведение мероприятия, были подготовлены стулья, столы для регистрации участников, микрофоны и колонки, были также вывешены иллюстрационные материалы – диаграммы, таблицы. Презентаторы и ведущие  с большой ответственностью готовились к важному мероприятию в рамках всего айылного аймака, так до начала мероприятия несколько раз были проведены репетиции. 

Проведение мероприятия. ОС начали с регистрации участников и выдачи раздаточных материалов – КОБ, программу и бланк замечаний и предложений граждан. Ведущий согласно программе поприветствовал всех участников, ознакомил с целями, программой и правилами проведения ОС, отметив важность слушаний, так как жители села имеют хорошую возможность внести свои предложения в проект бюджета на 2018 год. Затем проект бюджета 2018 года представил начальник ФЭО Ак-Башатского айыл окмоту, который подробно рассказал о доходной и расходной части местного бюджета, из каких средств состоит бюджет и на решение каких вопросов планируются направить деньги налогоплательщиков. Необходимо отметить, что презентатор - начальник финансово экономического отдела подготовила проекта бюджета в формате Power Point для наглядности презентации, где расписаны все доходы и расходы до мелочей. После завершению презентации по представленному проекту бюджета начальника ФЭО, участники слушаний начали задавать свои вопросы, давали свои предложения, замечания по проекту бюджета. Вопросы и предложения участников общественного обсуждения проекта бюджета касались важных вопросов местного значения, которые находятся в ведении органов МСУ.  Так, жители отмечали необходимость выделения дополнительных средств местного бюджета на решение вопросов подтопления грунтовыми водами жилых домов, на освещение ряда улиц.  Жители просили предусмотреть финансирование ремонта внутренних дорог и системы водоснабжения. 

В течение одного часа глава айыл окмоту, начальник ФЭО и другие компетентные работники айыл окмоту отвечали на вопросы участников ОС. Все вопросы, замечания и предложения граждан участников зафиксированы в протокол ОС. Кроме этого, кто не смог задать вопрос или внести предложение устно, смогли заполнить бланки предложений и замечаний, предоставленные приглашенным участникам во время регистрации.

Информационная кампания после ОС. Все поступившие устно и письменно вопросы, предложения и замечания участников ОС были обработаны.  На основании предложений жителей во время слушаний в проект бюджета на следующий год были внесены изменения. На все обращения, предложения, замечания, вопросы подготовлены ответы и каждому индивидуально разосланы (Приложение 6).

Результаты реализации практики. По результатам ОС в проект бюджета на следующий год были внесены изменения на сумму около 2 000,0 тыс. сом. На решение вопросов грунтовых вод сумма увеличена от 380,0 до 400,0 тыс. сомов, на ремонт системы водоснабжения выделено 420,0 тыс. сом, на ремонт дорог дополнительно выделено около 1500,0 тыс. сомов. Необходимо отметить, что эти изменения бюджета были осуществлены за  счет оптимизации структуры расходов других статьей расходов местного бюджета, таких как проведение культурных и общественных мероприятий, озеленение и др..

Принимая бюджет на 2018 год депутаты айылного кенеша могли быть уверенны в том, что проект подготовлен с прямым участием населения, что предложения по расходам базируются на реальных потребностях и приоритетах местного сообщества.

Краткая аннотация практики:       

Общественные слушания по обсуждению проекта местного бюджета на 2018 год состоялись 27 июля 2017 года в Доме культуры села Ново-Николаевка Жайылского района Чуйской области. Жители Ак-Башатского айылного аймака в этот день ознакомились с предварительным бюджетом на следующий год и внесли свои предложения. Общее количество участников  132 человек, из них женщины 57 человек.

Актуальность проблемы:               

Конституция КР гарантирует гражданам право участия в формировании местных бюджетов.  Одним из механизмов реализации этого права предусмотрен Бюджетным кодексом КР, согласно которого органы местного самоуправления (МСУ) должны проводить общественные слушания (ОС) по формированию местных бюджетов. Однако, на практике далеко не все органы МСУ управляют финансами прозрачно и вовлекают граждан в процесс принятия решений по формированию бюджетов.  Тем самым нарушаются права граждан, ограничивается доступ к информации и участию в местном самоуправлении. 

Максимально прозрачное управление средствами местных бюджетов, информирование населения о том, какие средства поступают в бюджет и на что они расходуются, крайне важны для эффективного управления общественными финансами.  Особое значение открытость бюджетной информации приобретает в условиях ограниченных ресурсов (бюджетов) и множества приоритетов местных сообществ, что характерно для большинства муниципалитетов Кыргызстана.

В стране имеется определенный накопленные опыт проведения ОС органами МСУ. Более широкое внедрение данного механизма управления общественными финансами стало не только требованием времени, но и законодательства КР.  Для успешной реализации требований времени и законодательства распространение накопленного опыта внутри страны  имеет большое значение.

Период реализации.            Июль  2017 года

Цель  и задачи практики.    Реализация Конституционного права граждан на участие в формировании местного бюджета через организацию и проведение общественных слушаний по формированию местного бюджета на 2018 год. Основной целью данного мероприятия является формирование местного бюджета с участием граждан. Задачи мероприятия: привлечение широкой общественности к формированию местного бюджета,   информирование населения о бюджете, сбор предложений, замечаний и вопросов от населения по проекту бюджета на следующий год.

Механизм реализации практики:  Обучение: в рамках сотрудничества органа МСУ с проектом развития сотрудники Айыл окмоту (АО), депутаты айылного кенеша (АК), активисты местного сообщества прошли обучение организации и проведению общественных слушаний. Обучение проведено Институтом политики развития. 

Информационная кампания до слушаний. За 12 дней до ОС была создана рабочая группа по подготовке и проведению ОС из числа работников аппарата айыл окмоту, депутатов айылного кенеша и лидеров местного сообщества. Основными целями создания рабочей группы являются организация и проведение ОС полноценно и качественно. Первой задачей рабочей группы было разработка чек листа (Приложение 1), определение задачи, установление сроки и распределение обязанности между членами рабочей группы. Согласно «чек листу» рабочая группа разработала программу (Приложение 2) и правила проведения ОС (Приложение 3), информационные баннеры, листовки. Кроме этого, для сбора предложений и замечаний граждан рабочая группа подготовила бланк предложений и замечаний граждан (Приложение 4). На доступном и понятном для населения языке начальник финансово-экономического отдела (ФЭО) разработала гражданский бюджет (далее ГБ) на двух языках для вовлечения представителей разных национальностей в обсуждение общественно важного вопроса (Приложение 5). За 8-10 дней до ОС информационные баннеры, листовки были вывешены на информационных стендах, в общественных местах на территории айылного аймака. В районной газете «Жаны мезгил» опубликована информация об ОС. Для предварительного ознакомления с проектом бюджета на сайте АО были вывешены КОБ, программа и правила проведения ОС. За 3 дня до ОС были распространены пригласительные лидерам сообщества, депутатам местного кенеша, учителям (Приложение 6). За 1 день до ОС членами рабочей группы был подготовлен зал, где планировалось проведение мероприятия, были подготовлены стулья, столы для регистрации участников, микрофоны и колонки, были также вывешены иллюстрационные материалы – диаграммы, таблицы. Презентаторы и ведущие  с большой ответственностью готовились к важному мероприятию в рамках всего айылного аймака, так до начала мероприятия несколько раз были проведены репетиции. 

Проведение мероприятия. ОС начали с регистрации участников и выдачи раздаточных материалов – КОБ, программу и бланк замечаний и предложений граждан. Ведущий согласно программе поприветствовал всех участников, ознакомил с целями, программой и правилами проведения ОС, отметив важность слушаний, так как жители села имеют хорошую возможность внести свои предложения в проект бюджета на 2018 год. Затем проект бюджета 2018 года представил начальник ФЭО Ак-Башатского айыл окмоту, который подробно рассказал о доходной и расходной части местного бюджета, из каких средств состоит бюджет и на решение каких вопросов планируются направить деньги налогоплательщиков. Необходимо отметить, что презентатор - начальник финансово экономического отдела подготовила проекта бюджета в формате Power Point для наглядности презентации, где расписаны все доходы и расходы до мелочей. После завершению презентации по представленному проекту бюджета начальника ФЭО, участники слушаний начали задавать свои вопросы, давали свои предложения, замечания по проекту бюджета. Вопросы и предложения участников общественного обсуждения проекта бюджета касались важных вопросов местного значения, которые находятся в ведении органов МСУ.  Так, жители отмечали необходимость выделения дополнительных средств местного бюджета на решение вопросов подтопления грунтовыми водами жилых домов, на освещение ряда улиц.  Жители просили предусмотреть финансирование ремонта внутренних дорог и системы водоснабжения. 

В течение одного часа глава айыл окмоту, начальник ФЭО и другие компетентные работники айыл окмоту отвечали на вопросы участников ОС. Все вопросы, замечания и предложения граждан участников зафиксированы в протокол ОС. Кроме этого, кто не смог задать вопрос или внести предложение устно, смогли заполнить бланки предложений и замечаний, предоставленные приглашенным участникам во время регистрации.

Информационная кампания после ОС. Все поступившие устно и письменно вопросы, предложения и замечания участников ОС были обработаны.  На основании предложений жителей во время слушаний в проект бюджета на следующий год были внесены изменения. На все обращения, предложения, замечания, вопросы подготовлены ответы и каждому индивидуально разосланы (Приложение 6).

Результаты реализации практики. По результатам ОС в проект бюджета на следующий год были внесены изменения на сумму около 2 000,0 тыс. сом. На решение вопросов грунтовых вод сумма увеличена от 380,0 до 400,0 тыс. сомов, на ремонт системы водоснабжения выделено 420,0 тыс. сом, на ремонт дорог дополнительно выделено около 1500,0 тыс. сомов. Необходимо отметить, что эти изменения бюджета были осуществлены за  счет оптимизации структуры расходов других статьей расходов местного бюджета, таких как проведение культурных и общественных мероприятий, озеленение и др..

Принимая бюджет на 2018 год депутаты айылного кенеша могли быть уверенны в том, что проект подготовлен с прямым участием населения, что предложения по расходам базируются на реальных потребностях и приоритетах местного сообщества.